Ecological intelligence in the concept of human capital theory
Guryeva M.A.1, Davydova M.V.1, Plotnikova K.S.1, Petrenko L.D.
1 Тюменский индустриальный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 38
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54754204
Abstract:
The problem of sustainable development of human capital has gained special relevance amidst high uncertainty.
Socio-economic research focuses on issues related to the environmental formation of society's thinking. This article reviews the historical periods in which the concept of human capital began to emerge.
The manifestations and interconnection of environmental intelligence with the goals of sustainable development, the ESG approach and the theory of human capital were identified. Definitions to the concepts of human capital and environmental intelligence are given.
As a result, the definition of ecological intelligence in the general understanding of the ratio of the concepts' totality was determined.
Funding.
The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation No. 23-28-00191, https://rscf.ru/en/project/23-28-00191/
Keywords: ecological intelligence, human capital, ESG, circular economy, green economy, sustainable development
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00191, https://rscf.ru/project/23-28-00191/
JEL-classification: E24, J24, O15, Q01
Введение. За последние столетие стремительная социально-экономическая трансформация общества, сопровождающаяся появлением качественно новых видов деятельности, предопределяет ряд конструктивных изменений целой совокупности динамических категорий и структур социума. Особенно яркое проявление описываемого наблюдается с середины ХХ столетия и в наши дни, когда пристальное внимание отводится исследованию экономической категории, получившей название «человеческий капитал». Отношение к ценности человека и роли его деятельности в обществе варьировалось в зависимости от исторического этапа развития цивилизации. Научно-технический прогресс и современная цифровая экономика порождают сверхновое содержание человеческого капитала как главной ценности и движущей силы перерождения традиционной экономической модели [28], что, в свою очередь, оказывает прямое влияние на качество жизни населения [38]. На основе анализа статистических данных ряда стран наблюдается видоизменение структуры национального богатства, - происходит увеличение доли человеческого капитала до 80%, что подчеркивает его статус как ключевого интенсивного фактора производства и развития общества при создании экономических ценностей [9, 15].
Следовательно, сама роль человеческого капитала имеет стратегически важное значение в становлении индустриального и постиндустриального социума и носит мультидисциплинарный характер. Особое место отводится приращению качественных характеристик человеческого капитала [32]. Стоит отметить, что создаваемая в настоящее время модель общества нацелена на использование специфических качеств человека, сфокусированных на творческих возможностях и цифровой грамотности людей. Данная коллаборация порождает новые виды деятельности и труда, являющихся продуктом инженерного творчества, что, в свою очередь, предопределяет трансформацию значимых ценностных ориентиров социума в ходе НТР.
Одним из них является экологический интеллект, актуальность и возрастающая роль которого наблюдается в последнее десятилетие. В ходе осуществления профессиональной и бытовой деятельности, оказывающих антропогенное влияние, его можно описать как проявление навыков рационального социо-природного взаимодействия индивидов. Общий тренд экологизации науки органично вписывает проблематику концептуализации синтеза экологического стиля мышления в спектр глобальных вызовов обществу [13]. Контекст приоритетных направлений научно-технического развития предполагает неотделимость разрабатываемых решений в направлении экологических проблем от социальных, технических и экономических.
Можно утверждать, что развитие теоретических и концептуальных основ человеческого капитала в XXI веке является частью достижения глобальных целей устойчивого развития (ЦУР 1, ЦУР 3, ЦУР 4, ЦУР 5, ЦУР 8, ЦУР 10 [23]), реализуемых в условиях повышенной турбулентности социально-экономической среды VUCA-мира [14]. Следовательно, так называемый «социальный индивид» при удовлетворении потребностей ориентируется на признанные обществом ценности и, формируя позитивные экономические сценарии, становится гарантом человеческого развития [33].
Несмотря на многочисленные негативные последствия пандемии COVID-19, необходимо отметить, что именно она стала весьма специфическим триггером для проявления глобального интереса плеяды стран и компаний относительно качественного модифицирования подходов к формированию, управлению, развитию и оценке человеческого капитала в условиях преодоления глобального биоэкологического кризиса, выделяя в отдельную категорию исследований культуру экологической и социальной ответственности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что настоящий исторический момент характеризуется как переходный период в цивилизационном развитии, следовательно, необходимо дать определение экологического интеллекта с позиции его междисциплинарного характера в рамках концепции устойчивого развития, теории человеческого капитала и ESG-стратегий, определив его роль и оказываемое влияние на социально-экономическую модернизацию общества.
Цель исследования заключается в изучение и определение экологического интеллекта как самостоятельной категории в концепции теорий человеческого капитала и устойчивого развития.
Объектом исследования являются социо-экономические системы различного уровня сложности.
Предметом выступает дефиниция экологического интеллекта как категориального поля в концепции устойчивого развития и ESG-стратегий.
Междисциплинарный характер проводимого исследования требовал изучения научных материалов с различных точек зрения, например, для освещения теории человеческого капитала рассматривались публикации ряда авторов: А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева [6], Хмелева Г.А. [34], Н.В. Дорохова, Е.С. Дашкова [14], С.А. Руденко, О.М. Репина [28], Шульгин С. Г., Зинькина Ю. В. [37], Г.Р. Юнусова [38], М.И. Иванов [16], М.А. Байгуренова, А.А. Мусатаева [9], Р.К. Елшибаев, М.Д. Каримова [15], М.П. Арутюнян [5] и др. Для формирования авторского мнения о теоретических аспектах экологического мышления за основу взят анализ трудов следующих ученых: А.И. Субетто [29], Д.З. Ахметова [7], Е.В. Копытова [19], Л.Г. Полещук [25], З.А. Хусаинов [35], В.И. Панов, Э.В. Лидская [24] и многие другие.
В ходе исследования использован традиционный комплекс теоретических научных методов: синтеза, дедукции, индукции, обобщения, сравнения, конкретизации, принципы историзма и целостного рассмотрения экологического интеллекта и человеческого капитала.
Основная часть. Политическая повестка современной России уверенно держит курс на укрепление и развитие фундаментальных основ человеческого капитала, а именно - образование и здравоохранение, что находит отражение в совокупности Национальных проектов страны [22, 37]. Несмотря на так называемое время «ковидной угрозы» периода 2020-2022 гг., центральные проекты получили мощную финансовую поддержку государства, что обусловлено признанием ценности человеческого капитала и его стратегически предопределяющей ролью будущего нации на государственном уровне [3]. В новой реальности 2022-2023 гг. ускоряющееся приближение научно-технического прогресса осложненно широко известными внешними геополитическими вызовами, что обозначает и подчеркивает важность задачи по сохранению социо-экономической стабильности и устойчивости российской экономики через трек совершенствования человеческого капитала [34]. Данные факты открывают актуальный горизонт междисциплинарных исследований, ранее неизвестных возможностей и направлений для решения социо-эколого-экономических проблем.
Обобщенные результаты ретроспективного анализа, полученные при подробном изучении совокупности теоретических источников, представлены на рисунке 1 и демонстрируют временную ленту формирования понятия человеческий капитал, что позволяет найти общие предпосылки для появления новой категории навыков и ценностей в виде экологического интеллекта. Первые упоминания о человеческом капитале связаны с попытками ученых древности описать роль человека и оценить приносимую от его деятельности пользу обществу. Исследователи связывают развитие понятия с научно-техническим прогрессом общества, а именно, с возрастанием потребностей в квалифицированных кадрах для осуществления качественно новых видов работ и последующим изменением набора требуемых навыков, умений, компетенций. Становление теории человеческого капитала в 1960-1970 гг. связывают с именами ученых из США – Д. Минсер, С. Кузнец, Г.С. Беккер, Т. Шульц, М. Фридмен. Интерес отечественных деятелей науки к данной дефиниции проявился гораздо позднее - в конце 90-х г. XX столетия, и сейчас человеческий капитал в России определяется как самостоятельный фактор социально-экономического развития [28].
В период с 1990-х г. по 2023 г. наши ученые-соотечественники при изучении дефиниции человеческий капитал интерпретировали его как: специфические способности (приобретенные и врожденные), экономический фактор роста, запас или совокупность знаний, мотивация, здоровье, интеллектуальный потенциал, состояние рабочей силы, форма капитала, качественные характеристики человека, производительные способности,
Рисунок
1 – Ретроспектива формирования понятия человеческий капитал
[составлено
авторами на основе источников 1, 16, 20, 28, 31, 38, 39]
средство превращения знаний, запас производительных и потребительских способностей личности, специфическое качество, стоимость запаса опыта, потенциальная способность индивида приносить доход, совокупность врожденного таланта и приобретенной квалификации и многие др. [12, 30].
Теория человеческого капитала прошла долгий путь трансформаций до современного восприятия ее как производительного и социального фактора развития, основанного на развитости науки, ответственности гражданского общества, безопасности, инновационной и инвестиционной привлекательности, определяющей эффективность государственной экономики.
Согласно результатам исследования В. А. Аникина этапы развития концепции человеческого капитала насчитывают пять основных исторических периода, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Этапы исторических периодов становления концепции человеческого капитала [составлено авторами по данным источника 4]
Временной период
|
Название этапа
|
Краткая характеристика
|
1
|
2
|
3
|
До XVIII в.
|
Доиндустриальный
|
Сформирована
монетарная ценность населения. Отсутствие широкого спроса на образование, а
система обучения являлась неформальной частью работы. Знания и компетенции
носили статус качеств личности (часто с негативными последствиями). Труд
воспринимается как избыточный товар.
|
XIX в. - первая
половина XX в.
|
Массовое обучение
(предпосылки к зарождению концепции человеческого капитала) |
В
начале этапа дифференциация труда отсутствовала. Рабочие навыки носили
универсальный характер, приобретались быстро. Потенциал личности, знания и
таланты были не важны. Постепенное зарождение движения массового образования
и первых инвестиций в науку и инновации, что связано с необходимостью для
обеспечения стабильного экономического роста. К середине XX в.
формируются предпосылки к появлению дифференциации работников по уровню
образования и квалификации.
|
1960-
1970-е гг. |
Позднеиндустриальный
(формирование ядра теории человеческого |
Поиск
внутренних резервов устойчивого роста привели к осознанию ценности знаний и
компетенций сотрудника. В США формируется классическая теория человеческого
капитала, а
|
1
|
2
|
3
|
|
капитала)
|
роль
человека определяется как ключевой фактор производства. Развитие
инвестиционного подхода (целесообразность расходов на медицину, общее
образование и дополнительное, повышение квалификации на рабочем месте и пр.).
Разделение человеческого капитала на общий и специфический.
|
1980-
2000-е гг. |
Первый постиндустриальный
(стремительный рост неравенства) |
Появление
теории о так называемой избыточной образованности населения, экспансия
образования. В новой экономике происходит рост спроса на
высококвалифицированные кадры. Массовый масштаб наращения человеческого
капитала и сопутствующее возникновение новых видов рабочих мест.
Доминирование нефизического труда, развитие видов деятельности, связанных с
информацией, привели к появлению нового среднего класса. Приобретают
популярность исследования неэкономических факторов роста на основе
индикаторов оценки человеческого капитала. Происходит значительное
расширение набора базовых навыков индивида.
|
2000-
2010-е гг. |
Второй постиндустриальный
(дифференциация проблем развития и трансформация трактовок человечного капитала) |
Развитие
направлений исследований социо-эмоциональных навыков в формировании
конкретных преимуществ на рынке человеческого капитала. Важность ранних
инвестиций в институты дошкольного образования, обеспечивающих
синергетических эффект и повышающих отдачу от инвестиций в будущем. Масштабное
развитие методических инструментов количественной оценки человеческого
капитала. Возрастание исследовательского интереса к сопутствующим личностным
факторам, обеспечивающих высокую капитализацию человечного капитала.
|
2010-е
гг.-н.в.
|
Новые тенденции
(настоящее время) |
Новый
технологический прорыв требует формирования качественного человеческого
капитала путем инвестиций в него. Применение самой концепции признано
эффективным инструментом оценки развития регионов и стран. Доказана важность
создания эффективной системы приращения человеческого капитала через
интеграцию с непрерывным образованием, профессиональным обучением и пр. К
ключевым компетенциям XXI в. отнесены: критическое и творческое
мышления, коммуникативность и способность к командной работе. В управленских
кругах необычайную популярность приобрела концепция так называемого подхода «hard
и soft skills».
|
На рисунке 2 объединены основные черты и характеристики человеческого капитала, имеющие предопределяющую роль при формировании его структуры.
Рисунок 2 – Основные особенности и характеристики человеческого капитала (составлено авторами с использованием источников [9, 36])
Рассматривая виды человеческого капитала, объединим воедино несколько наиболее распространенных подхода к классификационным основаниям, что позволяет создать наиболее полное представление о его разнообразии. Результаты анализа совокупности теоретических источников визуализировали многогранность человеческого капитала на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные представления о видах структур человеческого капитала (составлено авторами с использованием источников
[9, 10, 11, 17, 26, 27, 36])
Ранее описано, что человеческий капитал выступает как совокупность определенных навыков, умений, знаний, опыта, квалификации, образования, мотивации, интеллекта, способностей и пр., которые подразделяются на врожденные (базовые) и приобретенные со временем. При подробном рассмотрении представленных видов человеческого капитала следует отметить, что экологические навыки являются его неотъемлемой составляющей и прослеживаются во многих его видах. Например, в: капитале здоровья (экология влияет на качество и продолжительность жизни), культурно-нравственном (экологическое воспитание и потребление), трудовом и капитале благонадежности (концепция социальной ответственности предприятий), капитале образования и компетентности (экологические навыки индивида), организационно-предпринимательском, креативном и капитале творчества (развитие собственных экологических инициатив в разных масштабах и проявлениях) и т.п.
Следовательно, возникает очевидная потребность в выделении наблюдаемых нами включений множественных экологических элементов деятельности и мышления индивидов, находящих свое отражение в видах человеческого капитала, как самостоятельной дефиниции, именуемой экологическим интеллектом.
Обратимся к истокам, объясняющим зарождение в теории человеческого капитала экологических моментов. Глобальная концепция устойчивого развития берет свое начало в экологическом образовании, направленном на гармонизацию отношений «общество – природа – человек». Формируемое общественное сознание интегрирует в себя структурные экологические элементы его индивидуальных проявлений. Обобщая различные научные точки зрения, можно утверждать, что для современного общества характерно формирование неких эко-трендов, способов социальных движений, объединенных императивом общечеловеческих приоритетов:
- новые экологические ценности;
- экологический стиль мышления;
- укрепление образа человека экологического;
- формирование эко-ориентированного уклада жизни [4].
Развитие современного образа человека экологического, мыслящего в позитивном русле системной эко-динамики, становится новым эталоном поведенческого ориентира социума. Постепенное развитие экологической самоидентификации, способности нести ответственность за последствия бытовой и профессиональной деятельности, подкреплены проявлением массовых навыков и компетенций характерных для типичных представителей нового экологически сознательного поколения. Число экономически активного населения массово пополняется представителями поколений Y- миллениалов и ранних Z. Они являются обладателями сформированного иного экологического типа мышления и поведения. Определенный отпечаток накладывает историческая эпоха в границах которой происходило формирование экологического мышления, характеризующаяся значительным экономическим ростом и появлением экономической устойчивости стран, что в совокупности с новыми образовательными стандартами с элементами синтеза экологического знания привели к значительному расширению экологического мировоззрения и глубины самопознания личности.
Приобретенные экологические знания бытового или культурного содержания со временем транслируются на профессиональный уровень, становясь конкурентным преимуществом индивида, основой для создания экологических компетенций, предпринимательских и производственных инициатив. Возникает направление качественного развития персонала компании, обусловленное смещением особенностей экологических компетенций с полюса устранения свершенных или произошедших экологических нарушений на их недопущение или предотвращение заранее. Экологический фактор носит конструктивный производственный характер. Следовательно, экологическое мышление может быть идентифицировано как важная компетенция человеческого капитала.
Данное наблюдение получает свое продолжение в концептуальном подходе ESG-повестки, определяющей нефинансовые императивы для бизнеса. ESG-подход позволяет применять здесь и сейчас ключевые преимущества, обеспеченные внедрением элементов устойчивого развития, позволяя снизить вероятность наступления бизнес-угроз, определить возможности будущего развития и обеспечить благосклонность инвесторов и партнеров. Деловое сообщество активно продвигает использование ESG-подхода в управлении через применение финансовых инструментов, критериев, стратегий, индексов деловой репутации, позиции бренда и пр. Эксперты полагают, что стремительное изменение ESG-позиций в рейтингах компаний обеспечивают им повышенную прибыль. Главным активом для развития ESG-концепции является персонал организации, качественное развитие которого заложено в S-фактор: трудовые отношения, управление трудовыми ресурсами, права человека, охрана труда, психоэмоциональное состояние, вовлеченность, гендерный состав работников, защита персональных данных. По оценке проведенной ООН достижение 90% выполнения целей устойчивого развития находится в прямой зависимости от соблюдения прав человека внутри организации.
На фоне произошедших изменений, обусловленных последствиями пандемии COVID-19, особо важную роль приобрели новые этические ценности организаций, сочетающиеся с традиционными - финансовыми. Выполнение их становится глобальной дорожной картой ESG-стратегий, особая значимость отведена построению социальных конструктов и расширению горизонтов эколого-социальной деятельности. Происходит декларирование актуальных подходов в развитии персонала в направлении приобретения компетенций нового формата - экологического интеллекта, формирования экологической культуры общества. Сбалансированное развитие современных многоуровневых ESG-программ и мероприятий, ориентированных на формирование и вовлечение экологических компетенций человеческого ресурса, способствует улучшению имиджа компании, привлечению дополнительных инвестиций, укреплению позиций регионального лидерства.
Соблюдение трансформационных ESG-принципов позволяет качественно развивать человеческий ресурс через укрепление корпоративных, социальных и экологических ценностей, позволяя поддерживать императив высокой культуры организации, т.е. происходит ее развитие через способности, навыки, компетенции, опыт сотрудников.
Искомая дефиниция экологического интеллекта находится в мультидисциплинарном поле исследований. Сводя воедино основные рассуждения на основании рассмотренных теорий, можно утверждать, что экологический интеллект:
- в теории человеческого капитала является его частью и проявляется набором экологических компетенций, чье формирование обусловлено особенностями бытового и профессионального характера;
- в концепции устойчивого развития экологический интеллект играет роль основополагающего элемента и без развитой позиции экологического образования у определенной части общества (условно обозначим их через собирательный образ ученых-исследователей-популяризаторов) не получила бы дальнейшего практического развития;
- рассматривая ESG-подход с позиции восприятия как инструмента реализации устойчивого развития, отметим, что во всех составных сферах – экологической, социальной и управленческой – проявляется экологический интеллект, через образ мышления, набор компетенций или стиль поведения.
Итак, опираясь на
общепринятые формулировки экологического мышления, мировоззрения, сознания,
образования, воспитания, компетентности и др. [2, 8, 13, 18] и используя отсылки
к популярным теориям Л. Эдвинссона и Х. Сент-Онжа [21], описывающим структуру
интеллектуального капитала, где человеческий капитал является его структурным
элементом, а также постулаты концепции устойчивого развития
и
ESG-подходов, постараемся определить
искомую дефиницию экологического интеллекта (рисунок 4).
Рисунок 4 – Определение дефиниции «экологический интеллект» в общем понимании соотношений совокупности понятий (составлено авторами)
Представленное выше соотношение понятий послужит отправной точкой для дальнейших рассуждений при определении трактовки термина экологического интеллекта, которое видится нам через сочетание качественных характеристик следующим образом (формула 1, составлено авторами):
EI = ∑Ei = Epc + Ecul + Ekno, (1)
где:
EI – это экологический интеллект, как совокупность профессиональных экологических компетенций, эколого-культурных ценностей окружения и приобретенных ранее экологических знаний базового уровня, неотъемлемо принадлежащий носителю человеческого капитала;
Epc – это совокупность профессиональных экологических компетенций индивида, полученных в ходе трудовой деятельности и вобравшая в себя отраслевую специфику и особенности культурно-социальной повестки предприятия-работодателя;
Ecul – это особенности экологической культуры окружения индивида, подразумевающая под собой ценностные аспекты семьи и социума, экологическую среду развития личности;
Ekno – это компонента уровня экологических знаний индивида, включающая в себя элементы знаний, приобретенных в ходе экологического образования на различных ступенях обучения, начиная от дошкольной программы и заканчивая пост вузовским обучением.
Экологический интеллект – это неотъемлемый элемент человеческого капитала, влияющий на экономический рост и представляющий собой совокупность экологических знаний, культурных аспектов и приобретенных экологических компетенций (бытовых и профессиональных), предопределяющий формирование определенного стиля и образа жизни, деятельности, выстраивающий уровень экологического мышления, коллективного экологического сознания и, в конечном счете, экологического мировоззрения социума, направленного на достижение основных целей и задач устойчивого развития.
Экологический интеллект выполняет связующую, фундаментальную роль методологического центра, ядра ряда теорий, ориентированных на повышение уровня качества жизни населения. Можно утверждать, что развитие экологических компетенций современного сотрудника является неотъемлемой частью трансформации стратегического видения экономических систем разного масштаба. В современном мире, когда происходит построение шестого технологического уклада и стремительно создаются новые виды человеческой деятельности, экологическое мышление входит в набор обязательных надпрофессиональных навыков и умений (так называемых soft skills), необходимых для профессий будущего.
Согласно теории устойчивого развития программы и мероприятия по созданию экологического интеллекта, способного генерировать сверхприбыль, должны входить в приоритетные задачи по формированию человеческого капитала не только предприятия, но и региональных пространств.
Заключение. В условиях повышенной турбулентности социально-экономической среды VUCA-мира в рамках достижения глобальных целей устойчивого развития особенно важным выступает развитие человеческого капитала. Теория человеческого капитала прошла долгий путь трансформаций до современного восприятия ее как производительного и социального фактора развития, основанного на достижениях науки, ответственности гражданского общества, безопасности, инновационной и инвестиционной привлекательности, определяющей эффективность государственной экономики. В рамках теории человеческого капитала каждый отдельный индивид рассматривается как гарант развития человечества. Во времена «ковидной угрозы» произошло признание ценности человеческого капитала, что обусловлено его стратегически предопределяющей ролью на государственном уровне.
Стоит отметить, что отдельной, самостоятельной категорией выступает и экологический интеллект. В статье проанализирована временная лента формирования понятия человеческий капитал, что позволяет найти общие предпосылки для появления новой категории навыков и ценностей в виде экологического интеллекта. Формирование экологического интеллекта происходит через постепенные трансформационные преобразования изначальных экологических знаний и привычек индивида, возникающих на бытовом уровне, в целенаправленную профессиональную деятельность человека, с выбранным фокусом на избежание экологических нарушений на производствах. Предложенная авторами формула качественной оценки экологического интеллекта позволяет в полной мере определить уровень экологических знаний и навыков работников любой профессиональной сферы. Прежде всего использование данного индикатора имеет значение для предприятий, оказывающих непосредственное влияние на экологию.
Материальное отношение людей к природе, проявляющееся через ряд неэффективных воздействий, привело к обострению совокупности экологических ситуаций, несущих в себе комплекс этических и финансовых проблем. Для нивелирования накопленного столетиями негативного эффекта в следствии нерациональной антропогенной деятельности требуется создание массовой осознанной экологической культуры общества. Наличие разнообразных компонентов экологического интеллекта индивида обеспечивают не только его высокую стоимость на рынке труда с позиции человеческого капитала, но и позволяют создавать принципиально новую, иную реальность эколого-социального взаимодействия природы и социума. Масштабные события последних лет неоднократно продемонстрировали активное начало возрождения ориентира целостной экосистемы общества.
Соблюдение трансформационных ESG-принципов через укрепление именно экологических ценностей в наше время позволяет поддерживать уровень высокой культуры работников организации. Без должного уровня подготовки и поддержки человеческого капитала решение социо-экологических проблем невозможно. Подробное рассмотрение взаимосвязанных проявлений развития человеческого капитала, общества, ESG-требований и экологического интеллекта в едином коллаборационном потоке позволило разгруппировать их по нарастанию сложности:
- индивидуальные (экологическая самореализация, повышение уровня и качества жизни, приобретение конкурентоспособности за счет освоенных экологических компетенций, эколого-экономическая активность, способность к генерации новых идей, стартапов в социально-экологической сфере);
- корпоративные (повышение качества привлеченного человеческого капитала, рост производительности труда, формирование экологического имиджа, стабильный рост дополнительной прибыли, развитие сбалансированных корпоративных целей, устойчивая конкурентоспособность, формирование эколого-инновационной рыночной среды и разработка уникальных предложений);
- региональные (формирование современного общества, увеличение общего уровня образования населения, возрастание профицита государственного бюджета, высокая инвестиционная привлекательность, формирование инновационной экономики).
Стоит отметить, что корпоративные проявления развития человеческого капитала, общества, ESG-требований и экологического интеллекта возможны только тогда, когда в полной мере осуществлены индивидуальные. Развитие экологического интеллекта начинается с отдельной личности и отдельного работника, постепенно переходя на коллективный, региональный, государственный и даже мировой уровень.
Продолжение научной разработки категории экологического интеллекта видится нам необходимым условием для развития человеческого капитала с позиции экологического подхода. Целостность формирования экологического интеллекта обусловлена осмыслением социальной жизни человека и образа его жизни с позиции новых нравственных ориентиров социума и ряда геополитических вызовов современности. Стратегическая потребность экономики России в качественно новых «носителях» человеческого капитала включает обязательные инвестиционные вложения в глобальные программы, отражающие национальные приоритеты в сферах образования, культуры, здоровья, экологии, ориентированные на построение инновационного общества. Парадигма экологического интеллекта неоспоримо присутствует в жизни современного общества, вызывает научный спор, обывательский и профессиональный интерес, что формирует новую повестку и требует поэтапного реформирования общих представлений об экологическом равновесии.
References:
Akhmetova D.Z. (2020). «Chelovek ekologicheskiy» v epokhu tsifrovizatsii [“The ecological person” in the digital era]. Higher education in Russia. 29 (5). 117-126. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-117-126.
Aleksandrova L.N., Galanina I. A. (2021). Formirovanie ekologicheskogo mirovozzreniya u obuchayushchikhsya tekhnicheskikh VUZov [Formation of an ecological worldview among students of technical universities]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (4). 71-74. (in Russian).
Allakhverdiev I.I. (2021). Ponimanie novoy antropologicheskoy situatsii v kontekste koronavirusnoy pandemii [Understanding the new anthropological situation in the context of the coronavirus pandemic]. Znanie. Ponimanie. Umenie. (2). 253-260. (in Russian). doi: 10.17805/zpu.2021.2.20.
Anikin V.A. (2017). Chelovecheskiy kapital: stanovlenie kontseptsii i osnovnye traktovki [Human capital: genesis of basic concepts and interpretations]. Economic sociology. 17 (4). 120-156. (in Russian). doi: 10.17323/1726-3247-2017-4-120-156.
Arutyunyan M.P. (2022). K upravlencheskomu diskursu «chelovecheskogo kapitala» [Managerial discourse of «human capital»]. Power and administration in the East of Russia. (3(100)). 171-183. (in Russian). doi: 10.22394/1818-4049-2022-100-3-171-183.
Ashkhamaf A.R. (2010). Ekologicheskoe soznanie: k probleme opredeleniya ponyatiya [Ecological consciousness: to the problem of defining the concept]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. (3). 15-18. (in Russian).
Asmolov A.G., Guseltseva M.S. (2019). Generirovanie vozmozhnostey: ot chelovecheskogo kapitala - k chelovecheskomu potentsialu [Space of opportunities: from human capital to human potential]. Obrazovatelnaya politika. (4(80)). 6-16. (in Russian).
Avdeev E.V. (2020). Sushchnost i osobennosti formirovaniya chelovecheskogo kapitala [The essence and peculiarities of human capital formation]. International Agricultural Journal. 63 (1). 19. (in Russian). doi: 10.24411/2588-0209-2020-10143.
Balashova Yu.G. (2021). Upravlenie i otsenka chelovecheskogo kapitala v interesakh innovatsionnogo razvitiya [Management and evaluation of human capital for innovative development] Innovative aspects of science and technology development. 96-100. (in Russian).
Baygurenova M.A., Musataeva A.A. (2019). Chelovecheskiy kapital v sovremennoy sisteme upravleniya [Human capital in the modern management system]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (3(37)). 11-16. (in Russian).
Dorokhova N.V., Dashkova E.S., Dodokhyan T.M. (2022). Innovatsionnye podkhody k razvitiyu i ispolzovaniyu chelovecheskogo kapitala v sovremennyh usloviyakh [Innovative approaches to the human capital development and usage in modern conditions]. Human Progress. 8 (1). 6. (in Russian). doi: 10.34709/IM.181.6.
Doronina M.V. (2016). Ob osobennostyakh ekologicheskogo stilya myshleniya [On peculiarities of ecological way of thinking]. Agrarian Bulletin of the Urals. (1(143)). 67-71. (in Russian).
Elshibaev R.K., Karimova M.D., Otarbaeva A.B. (2020). Fenomenologicheskaya otsenka chelovecheskogo kapitala [Phenomenological assessment of human capital]. Innovation and Investment. (11). 136-139. (in Russian).
Fedotov A.A. (2021). Chelovecheskiy potentsial i chelovecheskiy kapital: sushchnost i otlichie ponyatiy [Human potential and human capital: essence and difference of concepts]. Economics and business: theory and practice. (7(77)). 148-155. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2021-7-148-155.
Frolov O.A. (2020). Sovremennye kontseptsii teorii chelovecheskogo kapitala [Modern concept of human capital theory]. Innovation and Investment. (8). 43-46. (in Russian).
Glushkova Yu.O., Taran D.S., Mnatsakanyan A.M. (2020). Chelovecheskiy kapital dlya regiona [Human capital for the region]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (1). 24-32. (in Russian). doi: 10.24411/2078-9661-2020-10004.
Ivanov M.I. (2021). Chelovecheskiy kapital: kontseptsiya i ee razvitie [Human capital: the concept and its development]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (2(52)). 65-71. (in Russian).
Karelin I.N. (2022). Otsenka effektivnosti ispolzovaniya chelovecheskogo kapitala v regionakh Rossii [Assessment of the efficiency of human capital use in the regions of Russia]. Razvitie territoriy. (3(29)). 43-53. (in Russian). doi: 10.32324/2412-8945-2022-3-43-53.
Khaziakhmetova G.A. (2019). O paradigme issledovaniya chelovecheskogo kapitala [On the paradigm of human capital research]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (4). 67-70. (in Russian).
Khmeleva G.A. (2022). Potentsial rossiyskogo chelovecheskogo kapitala v usloviyakh sanktsiy [Potential of russian human capital in the face of sanctions]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 13 (2). 126-140. (in Russian). doi: 10.18287/2542-0461-2022-13-2-126-140.
Khusainov Z.A. (2015). Ekologicheskoe myshlenie i ekologicheskoe soznanie - osnova formirovaniya ekologicheskoy kultury molodogo pokoleniya [Ecological thinking and environmental consciousness as the basis for the formation of environmental culture of the younger generation]. Eurasian Union of Scientists. (3-1(12)). 62-64. (in Russian).
Kopytova E.V. (2010). Ekologicheskaya kultura lichnosti [Ecological mentality of personality as a factor of spiritual literature formation]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. (3). 68-72. (in Russian).
Koulman Dzh. (2001). Kapital sotsialnyy i chelovecheskiy [Social and Human Capital]. Social Sciences and Contemporary World. (3). 128. (in Russian).
Kozmin V.S. (2020). Ekologicheskoe soznanie i evolyutsiya ekologicheskikh paradigm myshleniya [Environmental consciousness and the evolution of ecological thinking paradigms]. Social and humanitarian knowledge (Sotsial\'no-gumanitarnyye znaniya). (2). 104-109. (in Russian). doi: 10.34823/SGZ.2020.2.51331.
Panov V.I., Lidskaya E.V. (2012). Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya: ekologicheskoe myshlenie, soznanie, otvetstvennost [Concept of sustainable development: ecological thinking, consciousness, responsibility]. Vestnik mggu im. M.A, Sholokhova. sotsialno-ekologicheskie tekhnologii. (1). 38-50. (in Russian).
Poleschuk L.G. (2013). «Ekologicheskoe mirovozzrenie» kak kategoriya sotsialnoy ontologii noveyshego vremeni [Ecological worldview as a category of recent social ontology]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. 323 (6). 133-138. (in Russian).
Polozhikhina M.A. (2021). Vliyanie tsifrovizatsii na formirovanie i ispolzovanie chelovecheskogo kapitala [The impact of digitalization on the formation and use of human capital]. Sotsialnye nauki. (1(3)). 8-34. (in Russian). doi: 10.31249/snsn/2021.01.03.
Prokhorova V.V., Medvedeva O.V. (2019). Kapital zdorovya kak pervoosnova chelovecheskogo kapitala [Health capital as the first foundation of human capital]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \. (3(245)). 84-92. (in Russian).
Rudenko S.A., Repina O.M. (2019). Chelovecheskiy kapital: otraslevoy podkhod [Human capital assets: sectoral approach]. Oeconomia et Jus. (1). 22-34. (in Russian).
Shemet E.V., Lozukova A.P., Petrova D.S., Ekimenko K.V., Ternovskov V.B. (2020). Chelovecheskiy kapital - osnova bezopasnogo upravleniya gosudarstvom [Human capital as the basis of the state's secure governance]. E-Scio. (11(50)). 470-481. (in Russian).
Shulgin S.G., Zinkina Yu.V. (2021). Otsenka chelovecheskogo kapitala v makroregionakh Rossii [Assessment of human capital in Russian macroregions]. Economy of the region. 17 (3). 888-901. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.2021-3-12.
Subetto A.I (2022). O noosfernoy paradigme evolyutsii kak uslovii ekologicheskogo vyzhivaniya i evraziyskoy integratsii stran SNG [Noospheric paradigm of evolution as a condition for ecological survival and Eurasian integration of CIS countries]. Natsionalnye prioritety Rossii. (2(45)). 45-53. (in Russian).
Sychev E.V., Stepchenko V.G., Glushak N.V. (2019). Genezis i ekonomicheskaya sushchnost chelovecheskogo kapitala [Genesis and economic essence of human capital]. Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. (3(15)). 54-61. (in Russian).
Vlasov M.V., Kachan Ya.V. (2021). K voprosu o klassifikatsii chelovecheskogo kapitala [On the classification of human capital]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 31 (4). 574-582. (in Russian). doi: 10.35634/2412-9593-2021-31-4-574-582.
Yunusova G.R. (2021). Chelovecheskiy kapital v razvitii ekonomiki regiona: vysokokachestvennoe vysshee obrazovanie kak investitsii v chelovecheskiy kapital [Human capital in the development of region’s economy: high-quality higher education as investment in human capital]. Public administration. Electronic Bulletin. (88). 190-203. (in Russian). doi: 10.24412/2070-1381-2021-88-190-203.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:27:30